Характеристика «культуры вины»

Слова эти на самом деле часто взаимозаменяемы, поэтому и понятия путают. Но сами явления принципиально различны. Пояснить это проще всего на культурологическом примере отношения к насильнику и жертве в разных социумах. В"культуре вины" быть насильником стыдно. А быть жертвой - нормально, жертве сочувствуют и помогают. А в"культуре стыда" наоборот - жертва всегда виновата. Насильник же ходит гоголем. Обратите внимание, что можно сказать"насильник виноват" в первом случае и"быть жертвой стыдно" - во втором.

Стыд, страх и вина

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Культурологи отмечают, что большинство известных культур можно разделить на два вида культуры вины и культуры стыда.

Чувство вины и стыда - интроекты психики Вы встречали когда-нибудь в живой природе какое-нибудь животное, испытывающее стыд или вину? Например, кота, который извиняется перед Вами за свой окрас? Или, скажем, лошадь с комплексом неполноценности? Вот мне не доводилось. А человек как-то умудрился обзавестись этими"замечательными" чувствами.

Как зарождается чувство вины и стыда? Чувство вины и стыда - как в психике появляется то, чего там быть не должно? В последнее время на консультациях все чаще и чаще при работе всплывает тема чувства вины и стыда. И я, наконец, решила оформить в виде статьи то, что часто говорю на своих семинарах и консультациях. Вы встречали когда-нибудь в живой природе какое-нибудь животное, испытывающее стыд или вину? Впрочем, при длительном контакте с человеком, не исключаю, что закомплексуют и животные.

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок.

Чувство стыда является следствием напряженного или негативного отношения к индивиду. Вину, в свою очередь, часто провоцирует страх наказания.

Платон Стыд Стыд — глубинное человеческое переживание, ощущение вины и страха за собственные поступки. В осмыслении данного феномена этики опираются на библейскую и историко-философскую традицию. Библия употребляет понятие"стыд" в двояком смысле, трактуя его как отвращение к наготе и как стыд перед лицом божественного суда. В первом смысле стыд вызывается вовсе не тем, что нагота"от природы" плоха; она обретает губительное значение в греховном состоянии человека.

Первоначально человек не стыдился своей наготы. Однако он стал действовать по собственной программе, взяв на себя то, что принадлежит свободному решению Бога. Тогда человек осознал себя как нагого и униженного. Второй смысл рассматриваемого понятия по Библии — стыд перед лицом божественного суда. Перед божественными очами человек должен ясно понимать, что обвинения Бога абсолютно справедливы и неукоснительны.

Однако у христиан данная ситуация преодолевается, когда они не стыдятся своей веры в распятого и страдающего Иисуса. Кант определял стыд как страх из опасения заслужить презрение присутствующего лица. Впрочем, по его мнению, человек может испытывать стыд и не в присутствии того, кого он стыдится, но тогда это не аффект, а страсть, подобная скорби, которая выражается в том, что человек, испытывая презрение к себе, долго, но напрасно мучается.

Культуры «вины» и культуры «стыда»

С точки зрения теории психоанализа, чувства вины и стыда являются базовыми аффектами при невротических расстройствах. Работа содержит обзор существующих концепций психических механизмов, объясняющих происхождение чувств вины и стыда. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Работа посвящена описанию различных теоретических подходов к пониманию чувств вины и стыда, различных вариантов нормы и патологии. Кроме классической теории 3.

Стыд за нацию: аффективная идентификация и политическое делении культур на культуры стыда и культуры вины [34]. В культурах.

Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Культурная идентичность современного школьника. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др.

Стержневые особенности культур У. Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях.

Вы точно человек?

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[1] и бойкота: Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: Но еще чаще наказание, как и в японских школах, было символическим: В Древней Греции уличенный в клевете должен был носить миртовый венок, а уличенный в трусости — три дня сидеть на площади в женском платье.

Захаро Дневные и ночные страхи у детей. Корнило"Культура стыда" и"культура вины" в Японии и на Западе // Человек: образ и сущность .

Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[1] и бойкота: Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: Но еще чаще наказание, как и в японских школах, было символическим: В Древней Греции уличенный в клевете должен был носить миртовый венок, а уличенный в трусости — три дня сидеть на площади в женском платье. В русской деревне стыдом наказывали девушек за потерю чести: Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения, действия оцениваются и осуждаются самим человеком в соответствии с интернализованными нравственными нормами, даже когда окружающие на знают о его преступлениях.

В качестве классической культуры вины Бенедикт рассматривала пуританскую культуру первых американских поселенцев, которые пытались нравственное поведение строить исключительно на чувстве вины. В течение многих столетий в западной культуре, воспитывая детей, уповали прежде всего на строгую дисциплину и телесные наказания: После выхода в г. Бенедикт психологи и культурантропологи проявили значительный интерес к анализу стыда и вины в качестве регуляторов социального поведения.

Однако результаты сравнительно-культурных исследований привели их сначала к осознанию зыбкости границ между культурами вины и стыда, а затем и к отказу от этой типологии. Более того, так как в психологии вина рассматривалась как эмоция, возникающая на более высокой ступени развития человека, Р.

Стефаненко Т. Этнопсихология

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины".

В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут.

А потому: агрессировать (гневаться) нельзя, испытывать страх (убегать) нельзя. А интроект этот зовется - чувство вины или чувство стыда. .. Обычаи общества варьируются от культуры к культуре, но все они.

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице. Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т.

Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых. Кроме серии исследований, проведенных методом"поперечных" срезов, Колберг провел также летнее лонгитюдное исследование, проследив моральное развитие 50 молодых людей от до лет19, и более ограниченный 6-летний лонгитюд в Турции. Результаты этой работы значительны. Они подтверждают наличие устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания индивида, с одной стороны, и его возрастом и интеллектом - с другой.

Число детей, стоящих на"доморальном" уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил"конвенциональная мораль". В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, однако, сильно отстает от развития абстрактного мышления: Исследования Колберга хорошо раскрывают также некоторые"трудности роста" морального сознания.

Сталкиваясь с противоречивостью моральных предписаний, юноша впервые осознает относительность моральных норм; но пока он не знает, с чем именно их нужно соотносить, юноша легко становится добычей морального релятивизма: Осознание относительности моральных ценностей, знаменуя функциональный прогресс, шаг вперед по сравнению с типичным для ребенка некритическим усвоением готовых правил, выглядит благодаря этому как структурный регресс, возвращение ко 2-й стадии"инструментального эгоизма".

Вина и стыд как механизмы социального контроля

Символика названия прочитывается довольно легко: Итак, книга построена на оппозиции развитой эстетической способности и воинского искусства, сочетающемуся с исключительной способностью к самоотвержению, да и с изрядной долей жестокости. Вспоминалась бы романтическая, хотя и несколько мрачноватая слава боевых искусств. Так работает ассоциативная память. Однако из всего эстетизма в книге только и есть, что упоминание о традиции любования цветением сакуры и поднятом на небывалый уровень разведении хризантем, да непродолжительное обсуждение дзэнских принципов искусства меча.

Почему наши ожидания настолько не совпадают с текстом?

Культура стыда и культура вины у народов Северного Кавказа Текст научной . Социализация этического страха происходит под влиянием культурной.

Культурная вариативность регуляторов социального поведения Стефаненко Т. Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю.

Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А. Асмо-ов называет социотипическим поведением личности. Что же это за типовые программы культуры, являющиеся регуляторами человеческого поведения? А в качестве обычаев — устойчивые формы или стереотипы поведения.

Нам представляется правомерной также точка зрения О.

Культура страха

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины".

Культура вины - это пока что только для избранных, да и то при перво Культура страха, стыда и вины - это механизмы социального контроля.

Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю.

Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А. Асмо-ов называет социотипическим поведением личности. Что же это за типовые программы культуры, являющиеся регуляторами человеческого поведения? А в качестве обычаев — устойчивые формы или стереотипы поведения.

Тема: Культурная вариативность регуляторов социального поведения

Поиск Лекций Вина и стыд как механизмы социального контроля Предыдущая 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия.

Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю.

Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см.

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Здесь могут быть выделены два подхода. При первом, предложенном Ю. Лотманом [2 Лотман Ю. Однако такой подход принят не только в психоанализе. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. . : , ; .. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чегото внешнепринудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства.

Понятие морали, с —

Михаил Лабковский - ЧУВСТВО ВИНЫ И СТЫДА!